АТО: выплачивать нельзя отказывать

Проблема исполнения страховщиками договоров страхования в зоне проведения антитеррористической операции является предметом постоянных дискуссий.

Нацкомфинуслуг заняла позицию, согласно которой проведение АТО в восточных областях Украины не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения страхователю.

Противоположную позицию занимает руководство Лиги страховых организаций, которое утверждает, что если страховой случай произошел в зоне АТО, то связанные с этим риски являются форс-мажором и договором не покрываются.

С точки зрения нашей компании, истина находится посередине, и все зависит от каждого конкретного случая. Поэтому, в условиях временного вакуума правоприменительной (судебной) практики по данному вопросу, попробуем разобраться в данной проблематике.

Указанные правоотношения регулируются нормами Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, Законами Украины «О страховании» и «О борьбе с терроризмом», рядом иных нормативно-правовых актов.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо проанализировать две составляющие: понятие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) и значение антитеррористической операции.

Антитеррористическая операция (АТО)

"Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, и территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной". Такая норма закреплена в ст. Конституции Украины.

Указом и. о. Президента Украины № 405/2014 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины", в соответствии со ст. ст. 107 и 112 Конституции Украины введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины".

Указ издан на исполнение Закона Украины "О борьбе с терроризмом" от 20.03.2003 г. № 638-IV. Так, в ст. 1 вышеприведенного Закона определено, что "антитеррористическая операция – это комплекс скоординированных специальных мероприятий, направленных на предупреждение, предотвращение и пресечение преступных деяний, совершаемых с террористической целью, освобождение заложников, обезвреживание террористов, минимизацию последствий террористического акта или другого преступления, осуществляемого с террористической целью". Закон Украины "О борьбе с терроризмом" содержит определение понятия "террористический акт – преступное деяние в форме применения оружия, совершение взрыва, поджога или иных действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 258 УК Украины". Иными словами, террористический акт – это деятельность с участием значительного количества людей с незаконной целью, объединяющей преступный умысел, которая ведется на определенной территории незаконными средствами.

ФОРС-МАЖОР (Обстоятельство непреодолимой силы)

Отметим, что в гражданском или хозяйственном законодательстве Украины термин "форс-мажор" не используется, однако употребляется термин "обстоятельства непреодолимой силы". Единого определения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) законодательство Украины не содержит. Вместе с тем анализ некоторых нормативно-правовых актов все же позволяет определить общие признаки.

Так, в юридической науке под непреодолимой силой понимают обстоятельства, исключающие юридическую ответственность лица за причиненный им вред. Под форс-мажором принято подразумевать событие, которое нельзя предсказать, преодолеть или предотвратить. Современное законодательство Украины системно связывает оба понятия, де-юре не разграничивая их. В частном праве соответствующие предписания содержатся в ч. 1 ст. 617 ГК Украины, определяющей, что лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если оно докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы. Смежная позиция содержится и в ч. 2 ст. 218 ХК Украины, по которой участник хозяйственных отношений отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства или нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, если не докажет, что он принял все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения либо же надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 263 ГК Украины под непреодолимой силой следует понимать чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях событие. В свою очередь, ст. 607 ГК Украины указывает на основание прекращения обязательств в случае невозможности их выполнения в связи с обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Понятие форс-мажорных обстоятельств четко не определено в законодательстве Украины, однако, исходя из положений ГК Украины, ХК Украины, есть основания утверждать о близости терминов "непреодолимая сила" и "форс-мажорные обстоятельства".

Анализируя действующие подзаконные нормативно-правовые акты, определяющие понятие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), приходим к выводу, что обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) имеют следующие признаки: чрезвычайность; непреодолимость; непредвиденность; не зависят от воли субъектов правоотношений; могут иметь природный, социальный, техногенный, юридический характер.
В судебной практике определено, что общим как для обстоятельств непреодолимой силы, так и форс-мажорных обстоятельств является их причинно-следственный характер, а также тот факт, что такие обстоятельства находятся вне контроля участников правоотношений (письмо ВХСУ № 01-2.2/279 от 09.09.2001 г.).

Из приведенного следует, что обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) – это "объективные или субъективные обстоятельства, заставляющие участников экономических отношений (сделок) вынужденно совершать действия или бездействие, которыми наносится вред правам и интересам лица, общества или государства.

Является ли проведение АТО обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором)?

Законом Украины "О борьбе с терроризмом" определено понятие "район проведения антитеррористической операции". Таковым является "определенные руководством антитеррористической операции участки местности или акватории, транспортные средства, здания, сооружения, помещения и территории или акватории, прилегающие к ним и в пределах которых проводится указанная операция".

Возвращаясь к вопросу об обстоятельствах непреодолимой силы и форс-мажора, следует напомнить, что общей чертой форс-мажора и обстоятельств непреодолимой силы является то, что они не зависят от воли субъекта и одновременно препятствуют выполнению гражданско-правовых или иных обязательств перед контрагентами и государством. Массовые беспорядки, террористический акт, террористическая деятельность являются обстоятельствами, не зависящими от воли стороны и не дающими возможности выполнения соответствующих обязательств. Более того, факт проведения АТО не подлежит сомнению, поскольку имеется соответствующий нормативно-правовой акт, подтверждающий данный факт.

Учитывая определения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) и антитеррористической операции, можно сделать вывод о том, что сам факт проведения АТО в конкретном районе (территории) можно считать обстоятельством, дающим основания для признания наличия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) в определенных правоотношениях.

ВЫВОДЫ

В законодательстве Украины обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) не разграничены и не определены на надлежащем уровне. Факт проведения АТО является бесспорным и не подлежит доказыванию. Таким образом, учитывая определения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) и АТО, можно сделать вывод о том, что сам факт проведения АТО в конкретном районе (территории) можно считать обстоятельством, дающим основания для признания наличия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) в определенных правоотношениях.

С учетом вышеизложенного, при принятии решения о выплате или отказе в выплате страхового возмещения, мы рекомендуем страховщикам исходить из следующего:

1) факт проведения АТО не является безусловным форс-мажорным обстоятельством и не является сам по себе основанием для освобождения от ответственности страховых компаний;

2) необходимо обосновать влияние форс-мажорных обстоятельств на конкретный случай, с учетом положений ст. 617 Гражданского кодекса Украины;

3) обратиться в ТПП Украины или региональную ТПП для получения сертификата (заключения) о наличии или отсутствии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора);

4) обратится к юристам для получения квалифицированной помощи в сложившейся ситуации, в том числе для подготовки обращения к контрагенту, запроса в ТПП и формирования доказательной базы;

5) предусматривать оговорку о форс-мажоре или обстоятельствах непреодолимой силы отдельным пунктом в договоре, при этом использовать широкий перечень всевозможных ситуаций.